Публикации
Министерство образования и науки Республики Казахстан
АО «Информационно-аналитический центр»
Дайджест образования
выпуск № 22, 2014 г.
Обзор международных новостей
по образованию за неделю (14.11.14-21.11.14)
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ................................................. 2
Китай может стать лидером по уровню расходов на НИР... 2
В Финляндии детей не будут учить писать прописью.......... 3
В Греции создали кооперативы для удовлетворения спроса на дошкольное образование................................................ 4
В рейтинг Times Higher Education будут внесены структурные изменения............................................................................. 5
В США обеспокоены математической грамотностью детей в дошкольных организациях................................................... 6
В Англии уменьшилась агрессия школьников друг к другу. 7
НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА............. 8
В России поддерживают введение «сертификата дошкольника»....................................................................... 8
В Грузии обеспокоены проблемой насилия над детьми..... 9
Вузы РФ обязали отчитываться перед РАН об исследованиях за счет бюджета................................................................... 10
Академическая свобода в Беларуси по-прежнему ограничена........................................................................... 10
Школьники в РФ проводят в школах меньше времени, чем дети за рубежом.................................................................. 11
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ
Китай может стать лидером по уровню расходов на НИР
University World News, 14.11.2014
К концу десятилетия Китай обойдет Европейский союз и США по уровню расходов на научные исследования и разработки (НИР). Такой вывод сделан экспертами ОЭСР на основании проведенного исследования состоянии науки, технологии и промышленности в мире. При написании отчета были использованы международные данные за 2012 г.
Ограниченный бюджет Европы и США на научные исследования и технологические инновации подорвал их лидирующие позиции в этих областях.
Интенсивность проведения научных исследований в Китае вызвана динамичным развитием экономики и приверженностью страны к инновациям в области науки и техники. К 2020 г. Китай планирует увеличить уровень расходов на исследования до 2,5% от ВВП. В 2012 г. они составили 1,98%.
Китай – не единственная страна в Азии, которая увеличила расходы на научные исследования. Южная Корея обошла Израиль, одну из стран, наиболее активно занимающихся научными исследованиями. Уровень расходов Кореи в данной области составляет 4,36% ВВП, в то время как в Израиле - 3,93% ВВП. Среди других Азиатских стран, лидирующих по уровню расходов на научные исследования – Япония (3,35% ВВП) и Тайвань (3,06% ВВП).
Несмотря на экономический спад, глобальная система исследований расширяется и мировые инвестиции в науку, технологию и инноваций постоянно растут. Данная статья расходов в странах ОЭСР в 2012 г. составила $1,1 трлн.
В 2012 г. научно-исследовательские расходы во всем мире составили приблизительно $1,4 трлн. Расходы стран ОЭСР составляют 70% мировых расходов на исследования, по сравнению с около 90% десять лет назад.
Китай стал вторым по уровню расходов на научные исследования в 2012 г., выделив $294 млрд. В абсолютном выражении лидируют США, потратив на эти цели около $454 млрд.
При этом, несмотря на быстро растущий темп Китая в области НИР, эксперты ОЭСР ставят под сомнение качество научного производства. В Китае наблюдается нехватка квалифицированных кадров с третичным образованием, а также исследователей мирового класса. Для сравнения: 26% мировых статей в области науки и техники приходится на ученых из США.
Тем не менее, эксперты считают, что лидерство Китая по уровню расходов на НИР в ближайшее десятилетие, а также различные программы по возвращению китайских граждан, могут способствовать развитию исследований мирового класса в Китае.
В Финляндии детей не будут учить писать прописью
Polpred, 18.11.2014
В Финляндии в 2016 г. школы прекратят учить детей писать прописью. В Главном управлении образования Финляндии считают, что сейчас навыки прописи нужны все меньше, и детей надо учить печатать на компьютере. Младшие школьники в Финляндии больше не будут учиться писать по тетрадкам с прописями. Новый учебный план будет разработан с учетом развития навыков компьютерного набора текста.
В Финляндии считают, что умение набирать текст на компьютере необходимо преподавать всем школьникам, так как уже сейчас все тексты создаются на компьютере.
Однако обучение письму от руки не отменяется. Обучение хорошему почерку печатными буквами считается достаточным. Прописное письмо будут преподавать только на факультативной основе.
В Греции создали кооперативы для удовлетворения спроса на дошкольное образование
Co-opertive News, 4.11.2014
За время экономического кризиса в Греции наблюдается сокращение числа различных социальных услуг, в том числе и дошкольного образования. При этом, не все могут позволить частные услуги дошкольного образования в связи с их существенным подорожанием.
В результате родителям приходится самостоятельно решать такие проблемы. Одним из решений к сокращению государственных дошкольных организаций стал проект по уходу за детьми в кооперативных сообществах.
Изначально созданные как социальная платформа для обмена информацией между родителями, в стенах кооперативов начали работать небольшие частные образовательные учреждения.
К примеру, в г.Афины было открыто кооперативное социальное предприятие родителей Халандри (Halandri Parents Social Cooperative Enterprise), где функционирует частный мини-центр по уходу за детьми.
Еще один кооператив родителей работает над открытием яслей для детей в регионе Аттика. Они будут расположены при Афинском политехническом университете. Ожидается, что стоимость яслей будет на 45% ниже, чем в частных яслях.
Управлением кооперативов занимаются родители-волонтеры, а также сами педагоги и воспитатели в мини-центрах. Несмотря на трудности в управлении центров, такие проекты стали одним из способов удовлетворения спроса населения на дошкольное образование по доступным ценам. Кроме того, они работают в соответствии с установленными стандартами для дошкольных организаций, обеспечивая 6-часовой рабочий день сотрудников и соотношение одного воспитателя на 8 детей.
В рейтинг Times Higher Education будут внесены структурные изменения
Times Higher Education, 19.11.2014
Times Higher Education (THE) объявило о внесении ряда изменений в мировой рейтинг университетов.
Ключевым изменением станет подход к сбору данных. Ранее данные собирались компанией Thomson Reuters. Теперь данная функция перейдет специальной команде аналитиков в THE. Команда, в сотрудничестве с университетами, создаст самую большую базу данных вузов со всего мира.
Собранные данные будут использоваться для составления как основного рейтинга THE, так и дополнительных рейтинговых приложений. Они будут также использоваться для новых исследований, новых рейтингов и различных аналитических услуг.
Справочно: К дополнениям рейтинга THE относятся «Рейтинг азиатских университетов THE», «Рейтинг 100 лучших университетов меньше 50 лет» и «Рейтинг университетов стран BRICS и с переходной экономикой».
Другим изменением станет использование базы данных Scopus компании Elsevier, в которой содержится информация об исследовательских публикациях со всего мира.
Справочно: В методологии предыдущих рейтингов THE использовалась база данных Web of Science от компании Thomson Reuters.
Новый источник данных Scopus позволит анализировать больший объем информации о научно-исследовательской деятельности учебных заведений, в т.ч. вузов из стран с переходной экономикой, которые на данный момент представляют постоянно растущую долю мировых исследований.
Несмотря на использование исследовательской базы компании Elsevier, все полученные данные будут принадлежать THE. Это в свою очередь позволит сделать информацию доступной более широкой общественности.
Также THE возьмут на себя ответственность за администрирование и проведение ежегодного глобального опроса академического сообщества. Ранее оно также было передано в аутсорсинг компании Thomson Reuters.
Справочно: В методологии THE используются результаты глобального опроса академического сообщества, который включает экспертные мнения выдающихся ученых во всем мире.
Кроме того, в ответ на критику о большом уклоне в сторону англоязычных исследований, THE расширили число языков, на которых публикуются исследовательские работы. Теперь будут приниматься во внимание публикаций на испанском, итальянском, китайском, корейском, турецком и русском языках.
В США обеспокоены математической грамотностью детей в дошкольных организациях
Family and Education, 17.11.2014
Сравнительно низкие результаты США в международном исследовании PISA по математической грамотности стали причиной беспокойства в стране. В США 20–25% детей имеют сложности с предметом математика.
Профессор Дэвид Джеари провел исследование по развитию математических способностей у детей, начиная с детского сада до 9 класса. Цель исследования заключалась в определении причин низкой успеваемости по математике среди детей.
Согласно результатам 10-летнего исследования, развитие математической грамотности у детей напрямую зависит от уровня подготовки в дошкольном образовании. Дети, которые не получили прочных знаний о цифрах, элементарных математических действиях, уже в течение первого года обучения в начальной школе показывают низкую успеваемость.
Исследование отмечает необходимость приобретения так называемых «количественных знаний» - понимание названий цифр, знание арабских цифр и способность коррелировать количественные величины. Понимание математических величин является основой способности работать с задачами алгебры позднее в школе.
К одной из причин низкой математической грамотности учащихся отнесли учебную программу в дошкольном образовании США. Учебная программа стремится охватить слишком широкий спектр знаний, нежели концентрируется на формировании более узкого круга навыков. Поэтому рекомендуется ограничить обучение только основным математическим навыкам в программе дошкольного образования.
В Англии уменьшилась агрессия школьников друг к другу
ВВС, 17.11.2014
Согласно исследованию, проведенному Правительством Великобритании и Лондонским университетом, дети проявляют агрессию друг к другу меньше, чем это было в прошлом.
В исследовании приняли участие 15700 школьников в возрасте 13 лет из разных регионов страны. Показатель агрессии снизился в 2013 г. на 5% по сравнению с 2004 г.
Это стало результатом принятия политики по борьбе с агрессивным поведением детей. В Великобритании практически во всех школах принята данная политика.
Тем не менее, в Великобритании социально уязвимые школьники и дети с ограниченными возможностями продолжают испытывать агрессию со стороны сверстников и детей постарше. Если в 2004 г. 45% детей признались, что испытывают агрессию на себе в школе, то в 2013 г. данный показатель снизился до 40%. Также доля испытывающих агрессию ежедневно снизилась с 10% до 8% за тот же период.
По словам секретаря образования Великобритании Ники Морган, уменьшить количество учеников страдающих от агрессии других школьников, удалось благодаря кропотливой работе учителей, родителей и всего общества. По ее мнению, ни один ученик не должен испытывать агрессию или унижение.
НОВОСТИ СТРАН ПОСТСОВЕТСКОГО ПРОСТРАНСТВА
В России поддерживают введение «сертификата дошкольника»
Interfax-Russia.ru, 18.11.2014
В России очередь в детские сады для детей от трёх до семи лет на 1 ноября т.г. составила 409 тыс. человек.
Для решения проблем нехватки детсадов прорабатывается проект по выпуску сертификата дошкольника – аналога родового сертификата. Данный проект предназначен для увеличения охвата детей дошкольным образованием путем развития частного сектора.
Справочно: Родовый сертификат — основной документ национального проекта «Здоровье». Он позволяет беременным женщинам свободно выбрать поликлинику, которая получила право участия в проекте «Здоровье». Сертификат также позволяет получить женские консультации, услуги родильных домов и детских поликлиник. Источником финансирования является Фонд социального страхования.
«Сертификат дошкольника», в свою очередь, смогут получить родители, нуждающиеся в услугах дошкольного образования или по присмотру и уходу за детьми. Право на выбор учреждения останется за родителями. Сертификат будет полностью покрывать затраты на образование, присмотр и уход.
Стоимость оказания услуг, на которую рассчитан сертификат, будет зависеть от региона. Как ожидается, к концу т.г. будет определен порядок реализации сертификатов дошкольника.
Введение указанного сертификата наряду с сертификатом на материнский капитал является частью государственной демографической политики увеличения рождаемости.
В Грузии обеспокоены проблемой насилия над детьми
Новости-Грузия, 20.11.2014
Проблема насилия над детьми является предметом беспокойства большинства стран мира, в том числе и Грузии. В этой связи Министерством образования и науки Грузии планируется проведение конкурса «Шаг к солидарности» в масштабах всей страны. Он приурочен к Международному дню превенции насилия над детьми и завершится 10 декабря т.г. в Международный день защиты прав человека.
В рамках инициативы министерства проводятся два конкурса для учащихся школ: конкурс эссе и видеоклипов. По мнению организаторов, необходимо привлечь внимание подростков к проблемам людей, которые испытывают насилие. Поскольку, права взрослых и детей продолжают ущемляться до сегодняшнего дня.
Участие в конкурсе могут принять учащиеся 7-12 классов частных и государственных школ. Примечательно, что эссе на тему «насилие над детьми» может основываться как на реальной, так и на вымышленной истории. По правилам конкурса, автор эссе, занявший первое место, получит приз в размере $230, второе место $170 и третье место $115.
Вузы РФ обязали отчитываться перед РАН об исследованиях за счет бюджета
РИА Новости, 19.11.2014
Согласно новому постановлению Правительства РФ, вузы России должны будут отчитываться перед Российской академией наук (РАН) о фундаментальных исследованиях, проведенных за счет бюджетных средств. Соответствующий документ был подготовлен Минобрнауки РФ.
Научные организации и вузы, проводящие за счёт бюджетных средств фундаментальные и поисковые научные исследования, будут представлять в РАН отчёты о проведённых исследованиях, полученных научных и (или) научно-технических результатах.
Соответствующие изменения вносятся в Положение о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения.
В соответствии с подписанным постановлением будет обеспечен доступ РАН к указанным информационным системам с использованием уже существующих механизмов представления отчетов. Минобрнауки и Роспатенту поручено обеспечить необходимый доступ РАН к отчетам.
Принятое решение позволит обеспечить эффективное выполнение Российской академией наук своих целей, задач и функций, установленных Федеральным законом.
Академическая свобода в Беларуси по-прежнему ограничена
Белорусские новости, 20.11.2014
Беларусь планирует войти в Болонский процесс уже в следующем году. Однако существует вероятность получения отказа, так как за последние годы ситуация с академической свободой не улучшилась. Об этом свидетельствуют результаты специального мониторинга, проведенного молодежной профсоюзной группой «Студэнцкая рада» Общественного Болонского комитета.
В исследовании использовалась собственная методология, основанная на опыте международной сети «Ученые в условиях риска» (Scholars at Risk).
Справочно: «Ученые в условиях риска» – международная сеть академических учреждений, организованных для поддержки и защиты принципов академической свободы и защиты прав ученых во всем мире. Данная сеть базируется в г.Нью-Йорк (США), но стартовала работу в рамках программы прав человека в Университет Чикаго в 1999 г. К 2003 г. она объединила другие организаций по защите академической свободы и прав человека для предоставления финансовой поддержки ученым, находящимся под риском.
Первый этап мониторинга прошел в январе-мае, второй — в сентябре-октябре 2014 г. Согласно результатам мониторинга одним из часто встречающихся нарушений свобод – преследование студентов администрацией за общественную деятельность и участие в каких-то неформальных мероприятиях.
Также студенты зачастую сталкиваются с проблемой получения у администрации вуза разрешения на различные поездки. По мнению многих студентов всегда есть угроза получить отказ, особенно если поездка связана, например, с темой прав человека или организуется какой-то европейской структурой.
Белорусские студенты не могут в полной мере реализовать свое право на участие в управлении университетом. Именно несоблюдение этого права стало одним из препятствий для вступления Беларуси в 2012 году в Болонский процесс.
На законодательном уровне между тем прописана квота — в составе совета вуза должно быть 25% студентов. Далеко не каждый вуз имеет в открытом доступе список членов совета.
Также студенты обеспокоены отсутствием возможности влиять на содержание образовательных программ. Студенты практически не могут выбирать курсы или их пожелания при этом не учитываются. Некоторые даже не догадываются, что изучают курс по выбору, а не обязательный.
Наблюдатели из региональных вузов также указывают на факты принудительного труда и принуждение студентов к участию в официальных мероприятиях. При этом фиксируется крайне низкая протестная активность студентов. Неготовность отстаивать свои права эксперты объясняют незнанием студентов своих прав и обязанностей, а также инструментов их реализации.
Школьники в РФ проводят в школах меньше времени, чем дети за рубежом
РИА НОВОСТИ, 19.11.2014
По мнению министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова, российские школьники проводят в школе на 15% меньше времени, чем их сверстники из наиболее развитых стран.
По его словам, у общества имеются основания полагать, что учащиеся очень перегружены в школах. Однако по сравнению со школьниками стран ОЭСР, российские дети с 1 по 9 класс примерно на 15% проводят меньше времени в школе. Это происходит за счет большей продолжительности каникул и большего количества праздничных дней в России.
По этой причине Министерство образования РФ планирует расширить систему дополнительного образования за счет каникулярного времени.
По словам министра, система дополнительного образования была очень развита в СССР, но в 90-е годы утратила свой масштаб. Российские эксперты уверены, что внешкольная социализация очень важна для детей, в том числе для школьников из неблагополучных семей.
Тем не менее, могут возникнуть проблемы с дополнительными часами учителей, которые во время каникул должны заниматься саморазвитием и подготовкой к новому учебному году.
___________________________________
Над дайджестом работали: М. Алпысбаева, К. Манакова,
Н. Черкашина, Е. Коротких и А. Суюндиков