Публикации
Саймасаева Гаухар Айтжановна,
президент издательства
«Алматыкітап баспасы»,
почетный работник образования
Республики Казахстан
За строкой Послания Главы государства
Послание Президента РК, Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева «Нурлы жол» – это не только новая экономическая политика. Это и поддержка социальной сферы. Президент подчеркнул в своем Послании народу Казахстана: «Наши программы развития образования, здравоохранения, сельского хозяйства будут продолжены». Это очень важно для населения страны, особенно для сельских семей. Примечательно, что будет и дальше развиваться социальная инфраструктура – медицинские учреждения, школы и дошкольные организации.
На протяжении многих лет в каждом своем Послании и в публичных выступлениях Глава государства уделяет огромное внимание развитию детских садов. В Послании «К конкурентоспобному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» от 19 марта 2004 г. Нурсултан Абишевич поручил «приступить к восстановлению системы детских садов и формированию полнокровного дошкольного образования». На встрече с иностранными инвесторами и руководителями крупных строительных компаний в мае 2004 г. в Астане Президент призвал инвесторов: «Надо строить больше муниципальных детсадов и привлекать бизнесменов к этой работе». На III съезде работников образования и науки, состоявшемся в октябре 2004 г., Глава государства отметил, что «мы должны сделать дошкольное образование максимально доступным, и особенно, для детей из малообеспеченных семей». В январе 2010 г. Президент поручил правительству и акимам приступить к реализации специальной программы «Балапан» по охвату детей дошкольным образованием. «К 2020 г. все дети, как городской, так и сельской местности, должны быть охвачены дошкольным воспитанием и обучением. У нас есть все для этого возможности, огромный потенциал, государственно-частное партнерство», – напомнил тогда Нурсултан Абишевич.
На данных примерах мы убеждаемся, что благодаря заботе нашего Президента удалось восстановить систему дошкольного воспитания. Сегодня в стране работают около 8 тысяч дошкольных организаций, их посещают около 70% детей дошкольного возраста. Такую оценку дают и зарубежные ученые-педагоги. Так, один из ведущих в мире экспертов в этой области – президент Международной ассоциации развивающего дошкольного образования, доктор психологических наук, профессор Владимир Кудрявцев отмечает: «В Казахстане не побоялись признать, что в предшествующие годы система дошкольного образования была разрушена, и поставить задачу ее восстановления “практически заново”. Причем на самом высшем государственном уровне. И это хороший пример не только для Минобрнауки РФ. Соответствующий круг вопросов является предметом особого внимания Президента Н.А. Назарбаева».
В своем очередном Послании «Нурлы жол» Глава государства поручил акимам максимально сократить дефицит мест в дошкольных организациях. Для этого Президент распорядился выделить дополнительно 20 млрд тенге. А это означает, что вскоре откроются десятки новых садов. Открывая их, местные органы должны позаботиться о профессиональном уровне воспитателей и заведующих, которые будут работать в этих дошкольных заведениях.
Настало время выработать эффективную систему отбора, повышения квалификации, назначения и аттестации работников детских садов, особенно, открытых по поручению Президента в рамках программы «Балапан». Педагогов, возможно, следует отбирать через открытое тестирование и интервью, благодаря чему можно определить масштабность их мышления, проффесиональную активность и информированность. Ведь от того, кто будет работать с детьми в детских садах, зависит их настоящее и будущее. Сегодня именно дошкольный педагог задает стартовые условия развития детей, их дальнейшего успешного обучения в школе и формирования конкурентоспособной личности. А для того чтобы в детские сады пришли действительно высокопрофессиональные воспитатели, надо изменить систему оплаты их труда, которая должна быть сопоставима со средней зарплатой в стране.
В детские сады необходимо привлекать не только педагогов-женщин, но и мужчин. Что будет способствовать цельному развитию личности ребенка. К примеру, в Норвегии в каждой садовской группе среди воспитателей обязательно должен быть хотя бы один мужчина (20% персонала дошкольных организаций – молодые парни). В Швеции требуется участие в учебно-воспитательном процессе в детских садах и школах не менее 40% мужчин-педагогов. Иначе, как там считают, воспитательный процесс будет неполноценным. В Гамбурге повсюду развешены огромные банеры, призывающие мужчин присоединиться к рядам воспитателей дошкольных учреждений. «Хочешь быть арбитром, философом, вратарем, лекарем, музыкантом, волшебником?» – гласит надпись на плакате. А ниже дается ответ на этот вопрос: «Иди в воспитатели – будешь тем, кем захочешь, в любое время». В Японии число мужчин-воспитателей составляет не менее 25% от штата. Ныне и в Китае ведется пропаганда по привлечению мужчин в детские сады, развернули подготовку мужских кадров. Принимают и педагогов-иностранцев мужского пола для обучения детей английскому языку. В России мужчины-воспитатели – непременные участники и победители профессиональных конкурсов «Воспитатель года».
Безусловно, в пропаганде профессии воспитателя должны широко участвовать СМИ. Нужны серии передач, специальных статей, очерков, художественных и документальных фильмов, характеризующих ценностное, инициативно ответственное отношение дошкольного педагога к своей профессиональной деятельности, ее целям и смыслу, процессу решения задач раннего развития ребенка и его результатам. Необходимо пропагандировать достижения дошкольных педагогических династий и опыт успешных воспитателей-профессионалов. Надо также вести целенаправленную пропаганду в старших классах школ, педагогических вузах и колледжах для осознанного привлечения молодых людей, особенно юношей, в профессию дошкольного педагога.
Еще один немаловажный фактор повышения статуса педагогов дошкольного воспитания – это установление Дня дошкольного работника. Хотя считается, что у дошкольных педагогов уже есть свой профессиональный праздник – День учителя, практика показывает: в этот день работники детских садов чаще оказываются забытыми. Все внимание социума достается школе, так как в общественном сознании учителя средних школ и воспитатели дошкольных заведений не воспринимаются людьми одной профессии. День дошкольного работника может стать своего рода социальной трибуной, откуда широкая общественность, в т. ч. средства массовой информации будут говорить о проблемах дошкольного образования и детских садов, о трудностях работы воспитателей. Будет замечательно, если хоть раз в году в центре внимания всего общества окажется скромная фигура Воспитателя, который играет такую важную роль в формировании и развитии самого юного поколения наших граждан.
День дошкольного работника как профессиональный праздник отмечается 27 сентября в России. В этот день 1863 году в Петербурге был открыт первый в России детский сад. Аналогичный праздник в Казахстане можно установить, допустим, 1 августа, ведь именно в августе в далеком 1920 г. в городе Акмолинске был организован первый казахский детсад, или же 27 июля, в день рождения Назипы Сегизбайкызы Кулжановой (1887–1933) – одного из организаторов дошкольного образования Казахстана, автора первых казахских книг, посвященных этой теме: «Дошкольное воспитание» (1923) и «Мать и дитя» (1927).
В свою очередь, мы как издательство, выпускающее детскую, учебную и дошкольную литературу, будем по мере своих возможностей поддерживать статус дошкольных педагогов, помогать детским садам, воспитателям и родителям, выпуская для них новые интересные книги, пособия и методики. Только в нынешнем году мы издали для дошкольных учреждений около сотни различных учебно-методических комплексов по республиканским программам «Алағашқы қадам», «Зерек бала» и «Бiз мектепке барамыз». Их авторы – это воспитатели-практики, заведующие детсадов, ученые, специализирующиеся на дошкольном образовании, и другие педагоги, которые являются нашими ценными партнерами, добрыми советчиками и источником вдохновения.
Таким образом, конкретные поручения Президента Н.А. Назарбаева в Послании «Нурлы жол», касающиеся дошкольных организаций и школ, производят мультипликативный эффект, побуждая к творческой работе и издательства Казахстана. Ведь бóльшая часть продукции отечественных издательств главным образом адресована организациям образования всех ступеней, начиная с дошкольного. А востребованность нашей литературы обеспечивает высокую занятость, стабильность и благосостояние тысяч работников сферы книгоиздания.