Глоссарий в сфере образования
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
Это подписанная министрами образования 29 европейских стран в 1999 году в Болонье Декларация о международном сотрудничестве в области высшего образования, положившая начало Болонскому процессу и провозгласившая на ближайшую перспективу следующие основные цели для Европейского пространства высшего образования: введение точно определенных и сопоставимых степеней, а также двухэтапной структуры; принятие системы кредитов, аналогичной системе ECTS; стимулирование мобильности; развитие европейского сотрудничества в области контроля качества и расширение европейских аспектов высшего образования.
Болонской декларации предшествовали такие общеевропейские документы, как Хартия университетов (Magna Charta Universitatum), принятая в 1988 г. ректорами европейских университетов, и Сорбоннская декларация 1998 г., подписанная министрами образования Франции, Италии, Германии и Соединенного Королевства.
Болонская декларация стала дальнейшим важным шагом на пути к европейской интеграции в области высшего образования. Она инициировала широкомасштабные реформы в сфере высшего образования, направленные на: принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому; принятие системы, основанной на двух основных циклах; внедрение системы кредитов, совместимых с ECTS; расширение мобильности студентов и преподавателей; содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества высшего образования.
В Болонской декларации была провозглашена цель – повышение международной конкурентоспособности и привлекательности европейского высшего образования.
За прошедшие десять лет число стран, присоединившихся к Болонской декларации, возросло с 29 до 46.
См. Болонский процесс
Основная литература
1. The European Higher Education Area Joint Declaration of European Ministers of Education (The Bologna Declaration of 19 June 1999) (Совместная декларация министров образования стран Европы на встрече в Болонье 19 июня 1999 г. *1, С. 146–154).
2. В.И. Байденко. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003.