Глоссарий в сфере образования
БАКАЛАВР
Первый уровень квалификации (степень) трехуровневой (трехцикловой) болонской системы высшего образования.
Термин «бакалавр» – один из основных терминов Болонского процесса. Надо заметить, что термины «бакалавр» и «магистр» не употреблялись в Болонской декларации. В первоначальном варианте Дублинских дескрипторов (2002 г.) все три термина (бакалавр, магистр, доктор), широко распространенные в англосаксонской традиции высшего образования, были использованы. Однако чтобы избежать упреков в американизации европейского высшего образования, в Дублине в 2004 г. было достигнуто соглашение относительно альтернативных названий («квалификации, означающие завершение первого, второго и третьего циклов»). Тем не менее, термины «бакалавр», «магистр» и «доктор» применялись в докладах Trends, начиная с Trends I (1999 г.), равно как и входили в активную лексику в материалах болонских семинаров и в практику самих болонских реформ в вузах.
На Болонском семинаре в Хельсинки (16–17 февраля 2001 г.) были сформулированы общие критерии уровня бакалавра. В 2004 г. в Санкт-Петербурге прошел Болонский семинар «Степень бакалавра: что это такое?», на котором было отмечено, что программы бакалавров должны обеспечивать широкие компетенции. «Базирующаяся на существующих дескрипторах структура компетенций должна быть следующей: универсальные компетенции, междисциплинарные компетенции, отражающие специфику области знаний и предметно-специализированные компетенции» [1, 2].
Степень бакалавра должна быть достаточно гибкой, чтобы учитывать национальное многообразие и отвечать требованиям прозрачности, сравнимости, сопоставимости и совместимости. Трудоемкость уровня бакалавра составляет от 180 до 240 кредитов ECTS (3–4 года с полным учебным днем). В соответствии с Всеобъемлющей структурой квалификаций Европейского пространства высшего образования «выпускник первого цикла должен: демонстрировать знания и понимание в своей области знаний, может применять свои знания и понимание в будущей профессиональной деятельности, и благодаря сформированным компетенциям может решать проблемы в рамках профессиональной области; способен собирать информацию и интерпретировать ее с учетом соответствующих социальных, научных и этических аспектов; может обмениваться информацией, идеями и обсуждать проблемы и их решения как со специалистами, так и с непрофессионалами; может самостоятельно развивать сформированные умения/навыки для продолжения обучения». Неотъемлемой характеристикой этого уровня должна стать выработка умения учиться.
Образовательные программы, ведущие к получению степени бакалавра, имеют различную ориентацию и профили, отвечающие всему разнообразию индивидуальных и академических потребностей, а также запросам рынка труда. При этом установка на трудоустраиваемость не может сопровождаться снижением академической культуры. Все это предполагает большую автономию вузов в деле разработки образовательных программ. Сведения о стандартах, профилях, результатах обучения должны быть четкими и ясными и разъясняться соответствующим образом в Приложении к диплому (Diploma Supplement).
В тех случаях, когда бакалавр рассматривается как промежуточная программа (своего рода «платформа для ориентации»), она должна отличаться завершенностью, а степень бакалавра расцениваться как «правомерная степень в своем собственном праве» [3].
По профилям (направленности) отмечаются: бакалавр-профессионал; бакалавр с общим базисом, фундаментом для широкого спектра профессиональных карьер; бакалавр в виде универсальной степени с выходом на рынок труда, но при необходимом и достаточном уровне подготовленности для дальнейшего образования; бакалавр промежуточного типа, т.е. ступень к освоению магистерских программ с солидной научной базой [5].
См. Трехцикловая/трехуровневая системы высшего образования
Основная литература
1. The Bologna Process. Seminar on Bachelor-Level Degrees. Helsinki, Finland. February, 16–17, 2001. (Семинар, посвященный степеням уровня бакалавра. Хельсинки, 16–17 февраля 2001 г. *1, С. 310–314).
2. The Official Bologna Seminar on “Bachelor’s Degree: What Is It?”. St. Petersburg, November 25–26, 2004. («Степень бакалавра: что это такое?» Международный семинар, Санкт-Петербург, 25–26 сентября 2004 г. *6, С. 23).
3. «From Bologna to Bergen: A Mid-Term Review from the Academics` Point of View»‟Bologna` Conference Policy Statement on the Bologna Process in the „Bergen‟ round (EI), Brussels, February 12, 2005. («От Болоньи к Бергену: промежуточная оценка академических кругов» Международная конференция. Меморандум о Болонском процессе в Бергенском цикле (EI), Брюссель, 12 февраля 2005 г. *6, С. 48–62).
4. The Bologna Process. Seminar «Towards shared descriptors for Bachelors and Masters» Amsterdam 12–13 March 2002. http://www.bologna-berlin2003.de/en/bologna+seminars/bachelors_and_masters.htm
5. A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area. Bologna Working Group on Qualifications Frameworks. Copenhagen, 2005. (Рекомендации Болонского семинара по структурам квалификаций. Копенгаген, 13–14 января 2005 г. *6, С. 27–29).
6. Official Bologna Seminar «Employability: the Employers' Perspective and its Implications». Luxembourg, 6–7 November 2008. (Официальный Болонский семинар «Трудоустраиваемость: взгляд работодателей и его значение», Люксембург, 6–7 ноября 2008 г. *11, С. 120–123).
Дополнительная литература
7. Байденко В.И. Болонский процесс. Курс лекций. М.:, «Логос», 2004.
8. Проектирование Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения. Методические рекомендации. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
9. Glossary of Terms Relevant for Engineering Education E4 – Enhancing Engineering Education in Europe. 2003. (Глоссарий терминов, относящихся к инженерному образованию. *5, с.298-320).
10. Федоров И.Б., Коршунов С.В., Караваева Е.В. Структура подготовки в высшей школе: анализ изменений в законодательстве Российской Федерации //Высшее образование в России, №9, 2009.