Глоссарий в сфере образования

Все А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

АККРЕДИТАЦИЯ (В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ)

(от лат. accredere – доверять) – периодическая оценка и признание (государственными и/или общественными органами) деятельности высших учебных заведений и/или образовательных программ как отвечающих установленным критериям, требованиям, нормам, стандартам.

Термин «аккредитация» прочно вошел в лексику Болонского процесса, начиная с 1999 года, как правило, в тесной взаимосвязи с терминами «качество высшего образования» и «обеспечение качества высшего образования».

Один из первых семинаров в рамках Болонского процесса, посвященных аккредитации программ и учебных заведений, был проведен в Лиссабоне (2001 г.) – «К моделям аккредитации высшего образования в Европе?».

Особое внимание было уделено балансу между национальной и региональной обще-европейской деятельностью по обеспечению качества [1]. В рекомендациях официального Болонского семинара «Сотрудничество аккредитационных комитетов/агентств» (Варшава, февраль 2005 г.) выделяются следующие направления сотрудничества систем обеспечения качества: обмен информацией в системах образования и аккредитации; взаимные посещения, совместная подготовка экспертов; стимулирование согласованных механизмов признания; поддержка сходных элементов в системах высшего образования [4].

В исследованиях Европейской ассоциации университетов Trends в контексте проблемы обеспечения качества высшего образования рассматривались механизмы аккредитации. В частности, в докладе «Тенденции в учебных структурах высшего образования Европы» (Trends III, 2003 г.) следующим образом дается трактовка термина «аккредитация»: «Аккредитация – еще один термин, который широко используется, но связан в разных странах с различными процедурами. Обычно она отличается от других процедур оценки в том смысле, что суждения выносятся на основании предопределенных стандартов, которые действуют в роли определенного «порога» для принятия решения о том, отвечают ли данный предмет, программа, вуз, тема тому уровню, который определен как необходимый для получения аккредитационного знака. Если пороговая величина стандартов обеспечена, присуждается знак аккредитации. Часто эти стандарты устанавливаются в качестве минимальных, хотя сейчас все чаще рассматриваются стандарты, соответствующие уровню хорошей практики либо высшему уровню, как это уже делается на практике в индивидуальных частных схемах аккредитации, как, например, в схеме EQUIS для вузов менеджмента и бизнеса» [5].

Еще перед Берлинской конференцией министров (2003 год) Европейская сеть гарантии качества (ENQA) поставила цель составить совместно с заинтересованными сторонами Европейский регистр аккредитационных агентств (EQAR), включая общественные, частные и узкоспециализированные агентства, действующие или планирующие осуществлять свою деятельность в Европе. Идея Европейского регистра агентств обеспечения качества на базе национальной экспертизы была поддержана министрами, ответственными за высшее образование, на конференции в Бергене в 2005 г. В коммюнике в связи с этим говорилось: «Мы подчеркиваем важность сотрудничества между национально признаваемыми агентствами с целью содействия взаимному признанию аккредитации или решений по обеспечению качества» [6]. В настоящее время ведется работа по составлению регистра. Решение о включении в европейский регистр принимается Европейским регистрационным комитетом [8, 9].

В докладе Европейской ассоциации университетов – Trends IV [7] предложено расширение содержания термина «аккредитация» как «аккредитация предыдущего обучения».

В разработанном Европейской сетью гарантии качества документе «Европейские стандарты и руководящие принципы обеспечения качества высшего образования для Европейского пространства высшего образования» отражены основные требования к аккредитационным агентствам, критерии и процессы внешнего обеспечения качества, процедуры отчетности агентств [10].


Основная литература

1. Seminar on Accreditation. “Towards Accreditation Schemes for Higher Education in Europe?”. Lisbon, 2001. siteresources. worldbank.org/.../Towards_Accreditation_for_European_ Higher_Education.pdf

2. Lee Harvey. The Power of Accreditation: Views of Academics. 2003. (Ли Харви. Сила аккредитации: мнения академических кругов *5, С. 63–94).

3. Methodological common Instruments for Assessment and Accreditation in the European Framework. Santander, 28–30 July 2004 (Методологические инструменты для оценки и аккредитации в европейской структуре. Сантандер, 28–30 июля 2004 г. *5, С. 95–97).

4. Recommendations of Representatives of Accreditation Committees/Agencies from Countries Whiсh Participated in Seminar on “Cooperation between Accreditation Committees/Agencies”. Warsaw, Feb. 14–16, 2005. («Сотрудничество аккредитационных комитетов/агентств». Рекомендации представителей аккредитационных комитетов/агентств стран-участниц семинара. Варшава, 14–16 февраля 2005 г. *6, С. 63).

5. Trends in Learning Structures in European Higher Education III. S. Reichert, С. Tauch. 2003. (Тенденции в учебных структурах высшего образования Европы III. С. Райхерт, К. Таух. 2003. *3, С. 22–234).

6. The European Higher Education Area – Achieving the Goals. Communique´ of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen, May 19-20, 2005. (Европейское пространство высшего образования – достижение целей. Коммюнике Конференции европейских министров высшего образования, Берген, 19–20 мая 2005 г. *6, С. 166–173).

7. Trends IV: European Universities Implementing Bologna. S. Reichert, K. Tauch. 2005. («Тенденции IV: Европейские университеты на пути совершенствования Болонских реформ» С. Райхерт, К. Таух. 2005. *6, С. 73–165).

8. Towards European Higher Education Area: Responding to Challenges in a Globalised World. London Communiqué, 2007. (Лондонское Коммюнике «К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализованного мира» 18 мая 2007 г. *10, С. 194–203).

9. European Quality Assurance Register for Higher Education (EQAR). (Европейский регистр обеспечения качества *11, С. 228–231).

10. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area – 3 Edition ENQA 2009. (Стандарты и принципы обеспечения качества высшего образования для Европейского пространства высшего образования – 3-е изд., 2009 г. *11, С. 232–271).

11. David K. Holger. ABET: An Exampler of an Outcomes Oriented Accreditation System in the U.S. (Холджер Д.К. АВЕТ: пример аккредитационной системы США *12, С. 91–96).

12. The Bologna Process 2020 – The European Higher Education Area in the new Decade. Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28–29 April 2009 (Болонский процесс 2020 – Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии. Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Левен/Лувен-ла-Нев, 28–29 апреля 2009 г. * 11, С. 167–174).


Дополнительная литература

13. Glossary of Terms Relevant for Engineering Education E4 – Enhancing Engineering Education in Europe. 2003. (Глоссарий терминов, относящихся к инженерному образованию. *5, С. 298–320).

14. Glossar – gestuftes Studiensystem. Leistung-spunkte. Universität Greifswald. Glossar für gemeinsame Handbuch. Überarbeitung (gemäß Verbundtreffen vom 15.05.03 www.uni-greifswald.de/.../handbuch/ glossar-a-e.html

15. Болонский процесс: концептуально-методологические проблемы качества высшего образования (Книга-приложение 3) /Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2009. – 304 с.

16. Каланова Ш.М., Бишимбаев В.К. Тотальный менеджмент качества в высшем образовании. Астана: Изд-во «Фолиант», 2006.


Возврат к списку