Глоссарий в сфере образования
АВТОНОМИЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ
Cамостоятельность в подборе и расстановке кадров (персонала), в осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иных видов деятельности в соответствии с национальным законодательством, зафиксированная в конкретных нормативных актах (миссии, Уставе и т.п.), регулирующих деятельность высшего учебного заведения.
Термин «автономия высшего учебного заведения/ институциональная автономия» широко представлен в основных документах предболонского периода и Болонского процесса 1997–2009 гг. (далее кратко – основные документы Болонского процесса). Он использован в 16 таких документах из 50 (см. разд. 1 настоящего издания).
Анализ современного понимания термина «автономия вуза» в новых условиях, соотношение автономии, подотчетности и обеспечения качества был проведен в «Тенденциях в учебных структурах высшего образования Европы» (Trends III) (2003 г.). «Сравнение последних национальных реформ высшего образования, краеугольным камнем которых считается расширение институциональной автономии и совершенствование качества, показывает, что долгожданное расширение институциональной автономии по отношению к государству вовсе не равносильно свободе в форме абсолютного саморегулирования. Подотчетность высшего образования по поводу его общественной функции принимает новые формы. Теперь это может проявляться в виде активного вмешательства большого числа различных заинтересованных кругов.
Чтобы увеличить институциональную автономию при сохранении функции мониторинга, большинство государств решили перейти от контроля «входов» к мониторингу предварительно согласованных результатов» [1].
В Меморандуме о Болонском процессе в Бергенском цикле, принятом на Международной конференции в Брюсселе (2005 г.), подчеркивается, что «институциональная автономия сама по себе не может гарантировать академическую свободу или качество высшего образования. Автономия должна осуществляться в национальных рамках, которые уравновешивают институциональную свободу широкими социальными целями. Необходимо поддерживать и расширять административную автономию высших учебных заведений внутри государственного сектора. Государство должно передать свои полномочия на утверждение учебных планов и экзаменационных норм и положений соответствующим подотчетным и представительным органам. Работники высшей школы должны активно участвовать в процедурах обеспечения качества в своих вузах. Эти меры позволят высшим учебным заведениям гарантировать качество своих «продуктов» [2].
В октябре 2005 г. на международном семинаре «Университет XXI века – новая модель независимости» была принята Новисадская инициатива. В ней были провозглашены принципы взаимоотношения между вузами и органами власти:
- вузам должна быть предоставлена реально действующая автономия и свобода действий;
- академическая свобода должна быть гарантирована;
- следует обеспечить надлежащую дистанцию между высшими учебными заведениями и министерствами через нейтральные органы-посредники;
- развитие высшего образования должно определяться долгосрочной стратегической перспективой;
- высшие учебные заведения признаны отчитываться за все государственные и частные средства;
- обеспечение и совершенствование качества, внешняя оценка и аккредитация должны быть сферами внимания со стороны вузов;
- полномочные органы не должны ущемлять право автономии вузов и обременять их бюрократическими процедурами [4].
На болонском семинаре в Генте, посвященном перспективам развития Болонского процесса (май 2008 г.), прозвучало предостережение – «правительства могут захотеть сохранить и даже расширить свою руководящую роль, выбрав такое толкование институциональной автономии, которое служит больше интересам государств, чем освобождает энергию высших учебных заведений. Некоторые правительства могут принять ту часть Болонского процесса, которая относится к министерскому и законодательному уровню, и проигнорировать вклад других заинтересованных сторон» [5].
На соотношение институциональной автономии и государственной ответственности за сферу высшего образования было обращено внимание и на Конференции министров в Левене в апреле 2009 года. В Левенском коммюнике подчеркивается: «Высшие учебные заведения получили серьезную автономию и одновременно быстрорастущие ожидания относительно их оперативного отклика на потребности общества и подотчетности. Следуя принципу государственной ответственности, мы подтверждаем, что основным приоритетом остается государственное финансирование, позволяющее обеспечить справедливый доступ к высшему образованию и дальнейшее устойчивое развитие независимых высших учебных заведений. Больше внимания должно быть уделено поиску новых и диверсифицированных методов финансирования» [6].
Основная литература
1. Trends in Learning Structures in European Higher Education III. S. Reichert, С. Tauch. 2003. (Тенденции в учебных структурах высшего образования Европы III. С. Райхерт, К. Таух *3, С. 22–2343).
2. «From Bologna to Bergen: A Mid-Term Review from the Academics` Point of View». Bologna Conference. Policy Statement on the Bologna Process in the „Bergen‟ Round (EI), Brussels, February 12, 2005. («От Болоньи к Бергену: промежуточная оценка академических кругов» Международная конференция. Меморандум о Болонском процессе в Бергенском цикле (EI), Брюссель 12 февраля 2005 г. *6, С. 48–62 ).
3. Trends IV: European Universities Implementing Bologna. S. Reichert, С. Tauch. 2005. (Тенденции IV: Европейские университеты на пути осуществления болонских реформ. С. Райхерт, К. Таух *6, С. 73–165).
4. The Novi Sad Initiative: Addressing Questions of Governance in Creating the European Higher Education Area. (Новисадская инициатива: о руководстве в формирующемся Европейском пространстве высшего образования *10, С. 224–229).
5. «Bologna 2020: Unlocking Europe‟s potential – Contributing to a better world». Ghent Conference, 18–20 May, 2008. Eva Egron-Polak The Bologna Process – reflections from the international HEI perspective. (Официальный болонский семинар «Болонья 2020: раскрывая потенциал Европы – вклад в улучшение мира», Гент, 18–20 мая 2008. Эргон-Полак Э. Болонский процесс – взгляд вузов в международном масштабе. *11, С. 67–79).
6. The Bologna Process 2020 – The European Higher Education Area in the new decade. Communique´ of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28–29 April 2009. (Болонский процесс 2020 – Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии. Коммюнике европейских министров, ответственных за высшее образование. Левен/Лувен-ла-Нев, 28–29 апреля 2009 г. *11, С. 167–174).
Дополнительная литература
7. Magna Charta. Universitatum. Bologna, 1988. *2, с. 24–27.
8. Рекомендация МОТ/ЮНЕСКО о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования. – В кн. «Документы международного права по вопросам образования» М., 2003, 477 с.