Пресс-релиз Участие в работе первого совещания ОЭСР в рамках запуска проекта «Стратегии по улучшению эффективности использования ресурсов в школах» (26-30 марта 2013г., г. Париж, Франция)
Пресс-релиз
Участие в работе первого совещания ОЭСР в рамках запуска проекта «Стратегии по улучшению эффективности использования ресурсов в школах»
(26-30 марта 2013г., г. Париж, Франция)
С 26 по 30 марта 2013 года Президент АО «Информационно-аналитический центр» (далее – Центр) Каланова Ш.М. и ведущий аналитик Управления по образовательным проектам Центра Кенжетаева М.К. приняли участие в работе первого совещания ОЭСР по эффективному использованию ресурсов в школах, в г. Париж (Франция).
В работе совещания приняли участие представители 20 стран-участниц ОЭСР и Европейской Комиссий (список участников прилагается). Республика Казахстан была отмечена единственной страной, не входящей в состав ОЭСР, однако, принимающей активное участие в проектах Директората по образованию.
В состав команды Секретариата по проведению работы в рамках проекта Директоратом по образованию ОЭСР назначены следующие лица:
- Пауло Сантиаго, менеджер проекта;
- Клэр Шоубридж, аналитик;
- Дебора Нюш, аналитик;
- Макарена Арес, консультант;
- Хейке – Даниела Герцог, ассистент проекта.
Основная цель совещания - завершить проект плана работы по проекту «Стратегий по улучшению эффективности использования ресурсов в школах».
Принята следующая Повестка дня:
- ключевые вопросы исследования и аналитическая основа;
- области исследования и содержание Обзора;
- руководство по подготовке Базовых докладов стран;
- процесс и методология;
- обзор настоящей и недавно завершенной работы ОЭСР в областях, относящихся к Обзору.
В ходе работы совещания первым выступил Майкл Дэвидсон, глава Отдела по раннему развитию детей и школ. Он поприветствовал всех участников совещания и принял Повестку дня.
Пауло Сантиаго, менеджер проекта, выступил с презентацией, охватывающей цель, задачи, содержание, области исследования, концепции используемые в ходе работы, основные вопросы и составляющие Обзора, сроки по выполнению проекта.
Обзор настоящей и недавно завершенной работы ОЭСР в областях, относящихся к Обзору, дал возможность участникам ознакомиться с предыдущими работами в области эффективного финансирования ОЭСР, мониторинга и оценки качества в системе раннего образования и уход за детьми, управления системой комплексного обучения, формулы школьного финансирования и инфраструктуры школ.
В презентации Деборы Нюш, аналитика проекта, были представлены области исследования и содержание Обзора. Были определены ключевые три вопроса для изучения в ходе Обзора. Это такие вопросы как, эффективное распределение, эффективное выделение и эффективное управление ресурсами.
Вместе с тем, участникам совещания на рассмотрение был представлен проект Руководства по подготовке Базовых докладов стран, который включал в себя задачи, структуру, процесс и дополнительные характеристики по подготовке доклада.
Презентация Клэр Шоубридж, аналитика проекта, состояла из предоставления процесса и методологии по проведению Обзора.
По итогам совещания были приняты следующие выводы.
Делегаты:
- Согласились со сроками Обзора;
- Выразили большие ожидания по поводу возможностей Обзора в разработке политики по улучшению эффективности использования ресурсов в школах;
- Согласились, что Обзор обеспечит платформой, где страны могут сравнить опыт в области политики по эффективному финансированию, а также выделить лучшие практики и обменяться опытом;
- Отметили, что часть предпринимаемых реформ в их стране вызывают необходимость участия в указанном проекте;
- Выразили признательность по представленной возможности в обеспечении образовательной точки зрения в области обсуждения школьного финансирования.
Делегаты стран отметили ряд приоритетов в области политики, а именно:
· механизмы распределения финансирования отдельных школ;
· способность на местном уровне распределять и управлять школьными ресурсами;
· равные возможности/социальная направленность использования ресурсов;
· организация школьной сети, размера класса, обучения в отдаленных/сельских территориях;
· распределение ресурсов по уровням образования и секторам.
Делегаты проинформировали, что:
· Предложенные ключевые вопросы для проведения анализа являются самыми необходимыми для изучения в рамках Обзора;
· Предложенная аналитическая основа является самой подходящей для предоставления ответов по ключевым вопросам Обзора;
· Области исследования и аналитическая основа Обзора является всесторонней, однако существует необходимость определения фокуса для проведения анализа индивидуальных стран;
· Необходимо уделить особое внимание вопросам внедрения мотивации для индивидуальных представителей школьной системы в целях осуществления эффективности в образовании;
· Необходимо уточнить различие между эффективностью и результативностью, и определиться с их использованием в ходе проведения анализа;
· Результативный вклад Обзора должен быть изложен более обширно.
Вместе с тем, в рамках определения ключевых вопросов и аналитической основы делегаты подчеркнули, что необходимо:
· Учитывать важность определенного образовательного контекста индивидуальных стран;
· Указать источники финансирования в аналитической основе, в частности указать различие между государственным и частным финансированиями;
· Уделить особое внимание возможности управления на более общем уровне;
· Охватить несколько аудиторий на различных уровнях, не считая заинтересованных сторон и представителей системы образования, например, экономисты, Министерство финансов;
· Указать на достоверную информацию, которая имеет влияние на политику и реформы по последующему использованию ресурсов, например, оценка стратегий/программы;
· Отметить более обширные цели в образовании, и не сосредотачиваться только на те результаты, которые имеют международную оценку. Вместе с тем, учитывать потенциальный эффект политики вне школьной системы (например, трудоустройство по педагогической деятельности).
В рамках подготовки Базового доклада делегаты согласились, что:
· Базовый доклад стран является соответствующим инструментом по сбору информации по стратегиям и практикам стран;
· Предложенное содержание Базового доклада стран рассматривает необходимые вопросы в рамках проведения анализа;
· Секретариату необходимо подготовить вопросник по оценке приоритетов стран для включения интересующих их вопросов в анализ;
· Секретариату необходимо уделить больше внимания вопросам наблюдения и мониторинга, связи между местными властями управления и школами, и специализации учителей.
Делегаты также выразили:
· Беспокойство об их возможностях по предоставлению соответствующих документов по практики на местном уровне;
· Пожелание включить другие источники информации (например, Eurydice);
· Мнение, о том, что работа по подготовке Базового доклада стран займет значительное время;
· Потенциал Базового доклада страны в способствовании разжигания внутренних обсуждении по использованию ресурсов в школах, которое будет включать большое число заинтересованных сторон.
По поводу процесса и методологии Обзора делегаты согласились, что:
· Предложенный процесс и методология являются подходящими для реализации Обзора;
· Предложенные результаты и задачи, представляемые странами по окончанию Обзора, являются содержательными и уместными;
· Сроки и стратегия Обзора являются приемлемыми;
· Доклады, выделяющие акценты, по желанию стран, могут рассматривать сферы, представляющие особый интерес для них.
Кроме того, делегаты:
· Выразили беспокойство по поводу увеличения требуемых добровольных взносов по участию в Обзоре;
· Были проинформированы, что Европейская Комиссия и ОЭСР будут сотрудничать в расширение рамок по сотрудничеству, которая предоставит возможность субсидирования стран, принимающих участие в программе Европейского Союза «Обучение в течение всей жизни»;
· Отметили, о необходимости дальнейшего информирования/предоставления помощи со стороны Секретариата по принятию решения об участии;
· Выразили необходимость во времени для принятия решения, в связи с соответствующими циклами, обусловленными политическими факторами;
· Выразили важность предоставления итогов анализа как можно скорее, посредством предоставления ранней публикаций некоторых результатов (например, обзор литературы).
По итогам работы совещания был представлен следующий график работы в рамках проведения Обзора:
- Апрель – июнь 2013г.
· Итоги совещания по запуску проекта «Стратегий по улучшению эффективности использования ресурсов в школах» будут включены в список обсуждаемых вопросов в ходе встречи Комитета по образовательной политики (18-19 апреля 2013г.);
· Комитет по образовательной политике обеспечит дальнейшими рекомендациями по предложенной области исследований и направления Обзора (18-19 апреля 2013г.);
· Секретариат подготовит вопросник по выявлению приоритетов стран;
· Проведутся работы по созданию Группы национальных экспертов в качестве вспомогательного органа Комитета по образовательной политике;
· Секретариат просит страны активно принять участие в работе Обзора;
· Секретариат совместно с заинтересованными в Обзоре странами составит календарь первой фазы по проведению Страновых обзоров;
· Активно участвующим странам необходимо назначить национального координатора по Обзору;
· Будут уточнены условия по сотрудничеству с Европейской Комиссией;
· Секретариат рассмотрит повторно «Проект плана по реализации Обзора» и «Руководство по подготовке Базового доклада» по итогам встречи по запуску проекта и встречи Комитета по образовательной политике.
- Вторая половина 2013г.
· Активно вовлеченные страны подтвердят подготовку Базового доклада страны;
· Секретариат начнет подготовку по аналитической работе (обзор литературы) для разработки базы знаний для Обзора;
· Страновые обзоры начнутся с сентября месяца, однако Базовые доклады необходимо выслать на рассмотрение команде ОЭСР за месяц до посещения экспертами страны;
- Следующая встреча (1-ая встреча Группы национальных экспертов) будет организована в начале 2014 года.
29 марта 2013г. состоялась встреча с Директоратом по образованию ОЭСР. С экспертами ОЭСР были проведены переговоры по соответствующей работе в рамках проводимых проектов, таких как «Политика Казахстана в сфере среднего образования: возможности и перспективы», «Обзор технического и профессионального образования в Казахстане», а также возможности вовлечения Казахстанской стороны в работу предстоящих проектов ОЭСР.
Дебора Розвер, глава Отдела навыков вне школы, и Феликс Зиммерман, советник по международным вопросам Директората по образованию приветствовали Казахстанскую сторону и высоко оценили активное участие Казахстана в работе ОЭСР в сфере образования и навыков. На встрече Министру образования и науки Республики Казахстан Жумагулову Б.Т. передано письмо от имени директора Директората по образованию Б. Ишингер, указывающее о возможностях получения статуса «наблюдатель» Республикой Казахстан в Комитете по образовательной политике ОЭСР (письмо прилагается).
Стороны договорились о подготовке Базового доклада по техническому и профессиональному образованию Казахстана в срок до июля месяца 2013г., с последующим визитом команды экспертов в Республику Казахстан в сентябре месяце 2013г.
Была представлена ознакомительная презентация работы по проектам «Стратегии навыков» и «Раннее образование и уход за детьми».
В рамках проводимого проекта «Политика Казахстана в сфере среднего образования: возможности и перспективы» были освещены проблемные вопросы. Были подняты вопросы, связанные с малокомплектными школами, с завышенным вниманием к поощрению одарённых детей и учителей, а также вопрос низкой зарплаты учителей. Также экспертами отмечено, что в Казахстане большая часть финансирования выделяется на образовательные реформы, нежели чем на поддержку обычной школьной системы.
По итогам встреч с представителями Директората по образованию были достигнуты договорённости о дальнейшем продолжений сотрудничества в сфере образования и навыков.