Пресс-релиз Участие в работе первого совещания ОЭСР в рамках запуска проекта «Стратегии по улучшению эффективности использования ресурсов в школах» (26-30 марта 2013г., г. Париж, Франция)

Пресс-релиз

Участие в работе первого совещания ОЭСР в рамках запуска проекта «Стратегии по улучшению эффективности использования ресурсов в школах»

(26-30 марта 2013г., г. Париж, Франция)

С 26 по 30 марта 2013 года Президент АО «Информационно-аналитический центр» (далее – Центр) Каланова Ш.М. и ведущий аналитик Управления по образовательным проектам Центра Кенжетаева М.К. приняли участие в работе первого совещания ОЭСР по эффективному использованию ресурсов в школах, в г. Париж (Франция).

В работе совещания приняли участие представители 20 стран-участниц ОЭСР и Европейской Комиссий (список участников прилагается). Республика Казахстан была отмечена единственной страной, не входящей в состав ОЭСР, однако, принимающей активное участие в проектах Директората по образованию.

В состав команды Секретариата по проведению работы в рамках проекта Директоратом по образованию ОЭСР назначены следующие лица:

- Пауло Сантиаго, менеджер проекта;

- Клэр Шоубридж, аналитик;

- Дебора Нюш, аналитик;

- Макарена Арес, консультант;

- Хейке – Даниела Герцог, ассистент проекта.

Основная цель совещания - завершить проект плана работы по проекту «Стратегий по улучшению эффективности использования ресурсов в школах».

Принята следующая Повестка дня:

- ключевые вопросы исследования и аналитическая основа;

- области исследования и содержание Обзора;

- руководство по подготовке Базовых докладов стран;

- процесс и методология;

- обзор настоящей и недавно завершенной работы ОЭСР в областях, относящихся к Обзору.

В ходе работы совещания первым выступил Майкл Дэвидсон, глава Отдела по раннему развитию детей и школ. Он поприветствовал всех участников совещания и принял Повестку дня.

Пауло Сантиаго, менеджер проекта, выступил с презентацией, охватывающей цель, задачи, содержание, области исследования, концепции используемые в ходе работы, основные вопросы и составляющие Обзора, сроки по выполнению проекта.

Обзор настоящей и недавно завершенной работы ОЭСР в областях, относящихся к Обзору, дал возможность участникам ознакомиться с предыдущими работами в области эффективного финансирования ОЭСР, мониторинга и оценки качества в системе раннего образования и уход за детьми, управления системой комплексного обучения, формулы школьного финансирования и инфраструктуры школ.

В презентации Деборы Нюш, аналитика проекта, были представлены области исследования и содержание Обзора. Были определены ключевые три вопроса для изучения в ходе Обзора. Это такие вопросы как, эффективное распределение, эффективное выделение и эффективное управление ресурсами.

Вместе с тем, участникам совещания на рассмотрение был представлен проект Руководства по подготовке Базовых докладов стран, который включал в себя задачи, структуру, процесс и дополнительные характеристики по подготовке доклада.

Презентация Клэр Шоубридж, аналитика проекта, состояла из предоставления процесса и методологии по проведению Обзора.

По итогам совещания были приняты следующие выводы.

Делегаты:

- Согласились со сроками Обзора;

- Выразили большие ожидания по поводу возможностей Обзора в разработке политики по улучшению эффективности использования ресурсов в школах;

- Согласились, что Обзор обеспечит платформой, где страны могут сравнить опыт в области политики по эффективному финансированию, а также выделить лучшие практики и обменяться опытом;

- Отметили, что часть предпринимаемых реформ в их стране вызывают необходимость участия в указанном проекте;

- Выразили признательность по представленной возможности в обеспечении образовательной точки зрения в области обсуждения школьного финансирования.

Делегаты стран отметили ряд приоритетов в области политики, а именно:

· механизмы распределения финансирования отдельных школ;

· способность на местном уровне распределять и управлять школьными ресурсами;

· равные возможности/социальная направленность использования ресурсов;

· организация школьной сети, размера класса, обучения в отдаленных/сельских территориях;

· распределение ресурсов по уровням образования и секторам.

Делегаты проинформировали, что:

· Предложенные ключевые вопросы для проведения анализа являются самыми необходимыми для изучения в рамках Обзора;

· Предложенная аналитическая основа является самой подходящей для предоставления ответов по ключевым вопросам Обзора;

· Области исследования и аналитическая основа Обзора является всесторонней, однако существует необходимость определения фокуса для проведения анализа индивидуальных стран;

· Необходимо уделить особое внимание вопросам внедрения мотивации для индивидуальных представителей школьной системы в целях осуществления эффективности в образовании;

· Необходимо уточнить различие между эффективностью и результативностью, и определиться с их использованием в ходе проведения анализа;

· Результативный вклад Обзора должен быть изложен более обширно.

Вместе с тем, в рамках определения ключевых вопросов и аналитической основы делегаты подчеркнули, что необходимо:

· Учитывать важность определенного образовательного контекста индивидуальных стран;

· Указать источники финансирования в аналитической основе, в частности указать различие между государственным и частным финансированиями;

· Уделить особое внимание возможности управления на более общем уровне;

· Охватить несколько аудиторий на различных уровнях, не считая заинтересованных сторон и представителей системы образования, например, экономисты, Министерство финансов;

· Указать на достоверную информацию, которая имеет влияние на политику и реформы по последующему использованию ресурсов, например, оценка стратегий/программы;

· Отметить более обширные цели в образовании, и не сосредотачиваться только на те результаты, которые имеют международную оценку. Вместе с тем, учитывать потенциальный эффект политики вне школьной системы (например, трудоустройство по педагогической деятельности).

В рамках подготовки Базового доклада делегаты согласились, что:

· Базовый доклад стран является соответствующим инструментом по сбору информации по стратегиям и практикам стран;

· Предложенное содержание Базового доклада стран рассматривает необходимые вопросы в рамках проведения анализа;

· Секретариату необходимо подготовить вопросник по оценке приоритетов стран для включения интересующих их вопросов в анализ;

· Секретариату необходимо уделить больше внимания вопросам наблюдения и мониторинга, связи между местными властями управления и школами, и специализации учителей.

Делегаты также выразили:

· Беспокойство об их возможностях по предоставлению соответствующих документов по практики на местном уровне;

· Пожелание включить другие источники информации (например, Eurydice);

· Мнение, о том, что работа по подготовке Базового доклада стран займет значительное время;

· Потенциал Базового доклада страны в способствовании разжигания внутренних обсуждении по использованию ресурсов в школах, которое будет включать большое число заинтересованных сторон.

По поводу процесса и методологии Обзора делегаты согласились, что:

· Предложенный процесс и методология являются подходящими для реализации Обзора;

· Предложенные результаты и задачи, представляемые странами по окончанию Обзора, являются содержательными и уместными;

· Сроки и стратегия Обзора являются приемлемыми;

· Доклады, выделяющие акценты, по желанию стран, могут рассматривать сферы, представляющие особый интерес для них.

Кроме того, делегаты:

· Выразили беспокойство по поводу увеличения требуемых добровольных взносов по участию в Обзоре;

· Были проинформированы, что Европейская Комиссия и ОЭСР будут сотрудничать в расширение рамок по сотрудничеству, которая предоставит возможность субсидирования стран, принимающих участие в программе Европейского Союза «Обучение в течение всей жизни»;

· Отметили, о необходимости дальнейшего информирования/предоставления помощи со стороны Секретариата по принятию решения об участии;

· Выразили необходимость во времени для принятия решения, в связи с соответствующими циклами, обусловленными политическими факторами;

· Выразили важность предоставления итогов анализа как можно скорее, посредством предоставления ранней публикаций некоторых результатов (например, обзор литературы).

По итогам работы совещания был представлен следующий график работы в рамках проведения Обзора:

- Апрель – июнь 2013г.

· Итоги совещания по запуску проекта «Стратегий по улучшению эффективности использования ресурсов в школах» будут включены в список обсуждаемых вопросов в ходе встречи Комитета по образовательной политики (18-19 апреля 2013г.);

· Комитет по образовательной политике обеспечит дальнейшими рекомендациями по предложенной области исследований и направления Обзора (18-19 апреля 2013г.);

· Секретариат подготовит вопросник по выявлению приоритетов стран;

· Проведутся работы по созданию Группы национальных экспертов в качестве вспомогательного органа Комитета по образовательной политике;

· Секретариат просит страны активно принять участие в работе Обзора;

· Секретариат совместно с заинтересованными в Обзоре странами составит календарь первой фазы по проведению Страновых обзоров;

· Активно участвующим странам необходимо назначить национального координатора по Обзору;

· Будут уточнены условия по сотрудничеству с Европейской Комиссией;

· Секретариат рассмотрит повторно «Проект плана по реализации Обзора» и «Руководство по подготовке Базового доклада» по итогам встречи по запуску проекта и встречи Комитета по образовательной политике.

- Вторая половина 2013г.

· Активно вовлеченные страны подтвердят подготовку Базового доклада страны;

· Секретариат начнет подготовку по аналитической работе (обзор литературы) для разработки базы знаний для Обзора;

· Страновые обзоры начнутся с сентября месяца, однако Базовые доклады необходимо выслать на рассмотрение команде ОЭСР за месяц до посещения экспертами страны;

- Следующая встреча (1-ая встреча Группы национальных экспертов) будет организована в начале 2014 года.

29 марта 2013г. состоялась встреча с Директоратом по образованию ОЭСР. С экспертами ОЭСР были проведены переговоры по соответствующей работе в рамках проводимых проектов, таких как «Политика Казахстана в сфере среднего образования: возможности и перспективы», «Обзор технического и профессионального образования в Казахстане», а также возможности вовлечения Казахстанской стороны в работу предстоящих проектов ОЭСР.

Дебора Розвер, глава Отдела навыков вне школы, и Феликс Зиммерман, советник по международным вопросам Директората по образованию приветствовали Казахстанскую сторону и высоко оценили активное участие Казахстана в работе ОЭСР в сфере образования и навыков. На встрече Министру образования и науки Республики Казахстан Жумагулову Б.Т. передано письмо от имени директора Директората по образованию Б. Ишингер, указывающее о возможностях получения статуса «наблюдатель» Республикой Казахстан в Комитете по образовательной политике ОЭСР (письмо прилагается).

Стороны договорились о подготовке Базового доклада по техническому и профессиональному образованию Казахстана в срок до июля месяца 2013г., с последующим визитом команды экспертов в Республику Казахстан в сентябре месяце 2013г.

Была представлена ознакомительная презентация работы по проектам «Стратегии навыков» и «Раннее образование и уход за детьми».

В рамках проводимого проекта «Политика Казахстана в сфере среднего образования: возможности и перспективы» были освещены проблемные вопросы. Были подняты вопросы, связанные с малокомплектными школами, с завышенным вниманием к поощрению одарённых детей и учителей, а также вопрос низкой зарплаты учителей. Также экспертами отмечено, что в Казахстане большая часть финансирования выделяется на образовательные реформы, нежели чем на поддержку обычной школьной системы.

По итогам встреч с представителями Директората по образованию были достигнуты договорённости о дальнейшем продолжений сотрудничества в сфере образования и навыков.


Возврат к списку